Бонкэй – воспроизведенный в миниатюре реальный пейзаж при помощи миниатюрных трав, деревьев, мхов, камней и керамических объектов.
В бонкэй используются миниатюрные деревья, выращивание которых стало особым видом японского искусства, бонсай. Традиция создания миниатюрных пейзажей, по-видимому, сложилась в Японии в эпоху Муромати (1333-1568), а в эпоху Эдо (1600-1868) возникли школы «миниландшафтного дизайна» со своими техниками и правилами. 16 школ бонкэй входят в Японскую ассоциацию бонкэй.
Бонсай (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai — выращивать) – японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья.
Считается, что традиция бонсай возникла в Китае более тысячи лет назад и сохранилась там до сих пор, как и во Вьетнаме и Таиланде. На стенах императорских погребений 8 века в провинции Шанси изображены мини-сады в керамической посуде, которые уже в те времена среди аристократов считались особо ценными подарками. Однако только в Японии практика выращивания и ухода за единичными растениями (иногда в течение нескольких поколений) была доведена до уровня искусства. Бонсай был популярен во всех слоях японского общества, а не только среди аристократов. Как многие другие культурные заимствования, искусство бонсай было доведено в Японии до высочайшего уровня совершенства. Впервые появившись в Японии в эпоху Камакура (1185-1333) вместе с дзэн-буддизмом, бонсай уже к концу эпохи Эдо широко культивировался в различных слоях общества.
В бонсай отдают предпочтение вечнозеленым деревьям (сосна, кедр, кипарис), а также листопадным (вишня, клен, зельква, бук). Невозможно привести точные размеры идеального бонсай, хотя в качестве некоторого ориентира, можно указать, что зелькву и бук, которые в природе достигают 30 м в высоту и 2 м в диаметре, можно уменьшить в 60-80 раз. Пятиигольчатая сосна, самая популярное дерево бонсай, редко достигает в естественных условиях 20 м в высоту, в бонсай может быть уменьшена в 30 раз.
Бонсай растет в специальном контейнере, обычно его держат вне дома, хотя часто по особым случаям выставляют в токонома, специальной нише в комнате, которая служит для показа произведений искусства. Контейнер для классического типа бонсай выбирают темного цвета без глазури, чтобы придать «патину времени», хотя часто для цветущих деревьев берут глазурованную керамику. Как правило, листопадные деревья помещают в контейнеры овальной формы, вечнозеленые – прямоугольной.
При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому. Один из самых знаменитых бонсай – пятиигольчатая сосна, которая принадлежала военному правителю Японии 18 в., третьему сегуну Токугава Иэмицу.
Два главных стиля существуют в бонсай: классический (котэн) и «литературный» («поэтический») (бундзин). В первом стиле ствол дерева у основания толще, чем у вершины, а во втором – все наоборот. Стиль бундзин намного более сложен для выращивания. В бонсай добиваются не просто копирования природы, а выражения определенного настроения и даже создания сложного образа (например, большой и дружной семьи или даже какого-либо гротескного фольклорного персонажа). В любом случае бонсай должен выглядеть естественно и не показывать вмешательство рук своего создателя.
Различают несколько типов бонсай. «Прямой» и «наклонный» типы отражают вид ствола дерева, «каскадный» предполагает свисание растения с одной стороны контейнера, при «полукаскадном» растение не опускается ниже уровня контейнера, при «скрученном» ствол перекручен, у «раздвоенного» единственный ствол дерева делится у основания, придавая вид пары деревьев. «Группа» — ветви растения выращены таким образом, чтобы сформировать как бы независимые деревья, имеющие вид группы или семьи. «Лесной» — используются растения одного вида разного размера, помещенные в общий контейнер. «Скальный» — растение обвивает камень, обнажая корни. В другом стиле «скального» типа дерево растет из небольшого контейнера, помещенного в трещину вертикально стоящего камня.
Бонсай в контейнере представляет собой независимую от почвы цельную систему, как бы целый микрокосмос. Именно в этом смысле говорят «небо и земля в одном контейнере». Растение в бонсай всегда должно быть несколько сдвинуто от центра контейнера. Это делается не только для лучшего зрительного восприятия. Центральная точка символизирует место соединения неба и земли, и ничто не может занимать это место. Другой важный принцип эстетики бонсай – треугольная структура, необходимая для визуального баланса и для выражения взаимоотношения трех полюсов или сил: универсальной (дающей жизнь) силы, человека и самого растения. Традиционно считается, что настоящий бонсай должен нести три главных качества — истинность, доброту, красоту (япон. син-дзэн-би).
Бонсэки – построенный из песка, гравия и камней миниатюрный «сад камней». Разновидность миниатюрных японских пейзажных садов («хаконива», т. е. «сад в коробке»). Традиция создания миниатюрных пейзажей, по-видимому, сложилась в Японии в эпоху Муромати (1333-1568), а в эпоху Эдо (1600-1868) возникли школы «миниландшафтного дизайна» со своими техниками и правилами. Среди них школы бонсэки Хосокава, Сэкисю и Эндзан действуют и поныне.