Икебана
(япон. Ikebana — живые цветы; второе рождение цветов)

Икебана – это японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений, получившее признание во всем мире. Задача икебаны — создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. Для того чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус (как считают японцы, «абсолютное зрение», по аналогии с абсолютным слухом), умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов. Мастера икебаны учатся всю жизнь. На становление этого вида искусства оказали влияние синтоистские верования и эстетико-философские воззрения буддизма.

История икебаны
Само искусство икебаны возникло из индийского обычая подносить богам цветы и появилось в Японии в VI веке. Первые композиции подносились к алтарю Будды в больших роскошных вазах. Конструктивную основу первых икебан составляли две основные ветки, символизирующие свет и тьму, противостояние земли и неба. Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека.
В середине XVI века в Японии складывается стиль, получивший название рикка («стоящие цветы») — это были большие композиции, в которых линии растений устремлялись вверх, причем стебли ни в коем случае не должны были касаться стенок сосуда. Такие торжественные и монументальнее композиции должны были отражать образ мироздания. Они воплощали в себе мифологическую гору Меру, символизирующую мироздание. Самое высокое растение в композиции должно было олицетворять саму гору, остальные же – холмы, водопады, и даже города. Композиции были очень большими, порой достигали больше 1,5 метра в  высоту, а шириной была около 1 метра. В качестве главного акцента обычно выбирали сосну; водопады как правило изображали белые цветы, а холмы – ветви цветущих кустарников. Для создания композиций в стиле рикка часто применялись ветви бамбука, хвойных деревьев, для работы с которыми требовались большие усилия, поэтому риккой занимались мужчины.
Расцвет рикка пришелся на XVII век. Тогда композиции, выполненные в этом стиле встречались повсеместно в повседневной жизни людей, постепенно приобретая менее сложный характер. Икебаной рикка украшали жилища по случаю каких-то важных событий – например, свадьбы, рождения ребенка, отправления самурая в военный поход. Однако были строгие правила. Так, при отъезде самурая нельзя было использовать в композициях камелию, поскольку по мере увядания цветок отрывался от стебля, а это ассоциировалось у людей с отрубленной головой и могло быть дурным предзнаменованием. Также никогда не допускалось использование в композиции четырех цветков, так как четыре звучит по-японски «син», и также же звучит на японском «смерть».
В современной же Японии композиции рикка встречаются редко – в основном они сохранились как храмовые украшения, еще иногда ими декорируют большие помещения. Но все-таки, не стоит забывать, что основу всех стилей икебаны заложили именно композиции рикка.
В XVI веке возникло новое направление в икебане, получившее название нагэире («цветы, брошенные в воду»). Легенда о его зарождении дошла и до наших дней:
Однажды в жаркий летний день знаменитый мастер чайной церемонии Сэнно Рикю пребывал в саду правителя. Придворные решили проверить настолько ли он талантливый мастер – и попросили создать его икебану, не обращая внимания на то, что у него совсем нет необходимых инструментов. Тогда Сэнно Рикю срезал растущие в саду ирисы своим кинжалом и, привязав их к его рукоятке, бросил в пруд. Цветы, покоившиеся на водной глади казались такими прекрасными, что все присутствующие тут же признали совершенную красоту импровизации мастера.
Со стилем нагэире связана абсолютная свобода составления икебаны, и именно поэтому она была так популярна среди простых людей. Как нечто среднее между нагеирэ и рикка в начале XVIII века появился стиль сейка, который сочетал в себе простоту нагеирэ и благородство рикки.
Сэнно Рикю же создал и тябана – маленькие композиции, порой состоявшие всего из одного цветка. Такие композиции сопровождали чайную церемонию, а в чайных домиках ставились в специальную нишу токонома. Тябана неразрывно была связана со всем обликом чайной комнаты. Вот какова легенда о появления этого направления в икебане:
Далеко за пределами столицы был известен сад мастера Сэнно Рикю, который выращивал удивительной красоты вьюнки. Слава об этом саде дошла и до правителя, и тогда он лично захотел увидеть его. Но когда он прибыл к Сэнно Рикю, он увидел лишь пустынное пространство, засыпанное песком. Правитель захотел увидеть самого мастера и узнать что же все это значит, но когда он вошел в дом то увидел композицию из одного цветка. Мастер не пожалел прекрасного сада лишь для того, чтобы гость мог полнее насладиться красотой цветов, увидев самый лучший из них.
После революции Мэйдзи, когда Япония прервала свою вековую изоляцию, в 1889 искусство икебаны стала обязательным для женского образования. В 1897 появляется совершенно новый стиль морибана — композиции из растений в плоских вазах, удерживаемые с помощью специальных наколок. Интересно, что большинство европейцев считает именно морибану типично японским стилем. После модернизации в Японию попали невиданные до тех пор розы, гвоздики, тюльпаны и другие роскошные цветы. Их стали также включать в композиции.
В 1926 возникла школа Согецу, которая в полной мере испытала воздействие авангардистской живописи и урбанистических течений. Эта школа включает в композиции самые неожиданные предметы, живой и неживой материал. Примеру Согецу последовали и другие школы.